Цель: Новый городской район по своей рентабельности должен быть сопоставим с бывшей промышленной территорией в период стабильно высокой цены на нефть
Идея: Создание новой отрасли национальной экономики - натурно-виртуального туризма.
Основные ТЭП:
Общая площадь зданий 357.45 тыс. м2; жилые - 214.65 тыс.м2; общественные - 142.8 тыс. м2; спортивные сооружения и плоскостные объекты активного отдыха - 4.7 тыс. м2, расчетная антропогенная нагрузка (max) 75650 единовременно, кол-во маш/ мест.-9500
Функциональное зонирование.
Территория условно разделена на 3 типа.
С запада на восток:
- жилые районы (80 % - постоянное проживание, 20% - гости)
- рекреация
- «Территория Игры» (20% постоянное проживание, 80% - гости)
Физически территория разделена на 11 кварталов, разграниченных эстакадой - основной миграционной трассой с разделением транспортного и пешеходного потоков по вертикали.
Территория игры:
Данная прибрежная территория - должна стать координирующей (головной) частью туристического кластера, объединяющего в себя, как географически, так и во времени, все достопримечательности республики Азербайджан, правильнее сказать всего прикаспийского региона потому, что весь этот край сплошная достопримечательность. Количество исторических памятников на 1 м2 – неисчислимо!
А так же, все пространство кластера (реальное и виртуальное) становится полем шахматных партий, как форма «проигрывания» вариантов исторических событий. Потребуется специально организованные маршруты (архитектура + сценарии) к удаленным объектам (рукотворным и природным).
Для реализации этого потребуются усилия множества специалистов и потребуется большой административный
ресурс (включая региональный) и первоначальные капиталовложения в создание цифрового варианта реальности, поэтому натурно-виртуальный туризм (НВТ) позиционируется как отрасль экономики всего государства, а не городская программа.
НВТ включает:
- Традиционный туризм
Данная территория служит отправной точкой.
Туры: пешие, конные, на ретро автомобиле, на эко автомобиле, водные маршруты на новейших плав средствах и копиях старинных судов, полет на воздушном шаре.
- Натурные исторические реконструкции (по примеру виконта Филиппа де Вилье), включая всю материальную среду выбранной эпохи и частично образ жизни, например в эко-этногостиницах.
Главное пространство натурных реконструкций - акватория (древние суда) и вновь построенная крепость (возможный аналог " Каспийской Атлантиде"- Шушинской крепости).
Ради сохранения исторического наследия, так как модные сейчас натурные костюмированные реконструкции допустимо проводить на территории далеко не всех памятников и в очень редких случаях. От обилия активных посетителей памятники разрушаются, поэтому предлагается создать
- Виртуальные аналоги натуральным объектам, как рукотворным (архитектурным) так и природным (например, для "охоты").
Новейшие технологии должны служить объединению всех направлений туризма, поддержанию нравственности и развитию интеллекта. Особая роль виртуальных реконструкций - культурно-образовательная. Виртуальные реконструкции имеют своей целью заинтересовать историей и заразить любовью к своей стране, в первую очередь, молодое поколение.
Как это должно работать:
Виртуальные реконструкции происходят в залах виртуальных погружений и в специально создаваемых компьютерных играх, разработанных на материалах данного региона. Для игры потребуются знания истории, географии и проч., без которых нельзя пройти на следующий уровень. Эту информацию можно получить, лишь изучив реально существующий объект (традиционный туризм) или ознакомится с письменными источниками о нем - посетив цифровую библиотеку, созданную на средства от реализации компьютерных игр, например - компьютерная игра с исторической шарадой - главный сувенир территории. Специальный тип маршрутов разрабатывается по правилам шахматной партии. Вся территория побережья, а может и дальше, становиться (не явно, без очевидных клеток) полем интеллектуальной игры, а если с лимитом времени то и спортивной. Игры могут быть командные и индивидуальные.Игры должны быть сложные. Приз за выход на следующий уровень - бесплатное посещение этажа (уровня) "Башни" (реконструкция самой высокой промышленной трубы). Топ уровень - путешествие на воздушном шаре. Для не любителей высоты можно выбрать любой другой приз и числа развлечений на данной территории: погружение с аквалангом, фото сессия, прогулку верхом в старинном экипаже или ретроавтомобиле, полет в аэротрубе, посещение любого мероприятия на территории и проч.
Главный объект территории игры – «Цитадель" (и квартал Гобустан) - "Мекка" приверженцев цифровых технологий. Здесь создают виртуальный мир. Его демонстрируют и продают.
Так же, здесь расположен информационный центр с цифровой библиотекой, музейные пространства и «производственные» мастерские для создания атрибутики (не бутафорной, а подлинной) натурных исторических реконструкций и реконструкции самих исторических объектов.
Средства от реализации "виртуальной продукции" позволят достойно содержать сохранять и восстанавливать реальные исторические памятники. В данной зоне имеется ряд объектов реальной исторических реконструкций. Самый крупный - Старая Новая крепость. Уникальным (пока) объектом должен стать подводный тематический парк. Для интереса и безопасности подводных путешествий нужна прозрачная вода, поэтому чистота каспийского моря - коммерчески выгодна. Офисы охраны окружающей среда расположены в глубине квартала.
Рекреации:
Серединная часть территории это городская рекреация между двумя плотно застроенными территориями, способна принять всех жителей данной территории + 3 кратное количество гостей.
- Сад «Благодарность".
- Урбан парк.
- Парк развлечений водными аттракционами на берегу.
- Спор-ядро.
Спецэффекты на территории:
1. Сезонное цветение и благоухание фруктовых деревьев.
Часть фруктов, (собранных служителями парка), выставляются бесплатно
в красивой таре на площадках с фонтанчиками питьевой воды.
2. Светодизайн.
- Интерактивная подсветка в виде сетки 3D моделирования любых объектов: зданий, деревьев, участков земли и проч, делающая на миг мир нереальным. Периодическое явление.
- Свето-скульптура на переустроенных промышленных трубах.
- Фестиваль street-art на бульваре урбанистики.
- Возможность обозрения с высоких точек (с " Башни" и воздушного шара).
- Подводный дворец с искусственной перспективой , попадая в него человек ощущает себя то большим, то маленьким.
3. Подводный тематический парк (игровые дайвинг-маршруты), поддержанные новейшими технологиями.
Возможность проходить маршрут на симуляторе в зале виртуальных путешествий или в компьютерной игре.
4. Новая Старая крепость. Центр национальных единоборств и конный комплекс.
5. Квартал "приморских культур", торгово-гостиничный комплекс, с проживанием хозяев.
6. Воздухоплавание.
7. Интерактивная подсветка в виде сетки 3D моделирования.
Территория жизни:
Жилые районы различных стилей; 2 высотных, 2 малоэтажных и один - ярко выраженной разной этажности.
В каждого района свои достоинства.
- "Восточные дворики"- жилые комплексы мини кварталы. Эстажность: от башни до 2-х этажного дома. Вся инфраструктура, автостоянки - отдельностоящая, многоуровневая на территории Бизнес квартала №1 (с запада)
- "Чайки" - многоквартирные дома с пристроенными много уровневыми автостоянками с эксплуатируемыми кровлями. Жилье и апартаменты
- "Ковры" - многоквартирные многоэтажные дома с волнообразными застекленными лоджиями, с декоративными " решетками" на высоту торца здания с витражными вставками, создающими эффект ковра на стене и отсвет на земле в определенное время суток. Жилье, апартаменты, пансионат на побережье.
- «Гобустан» - малоэтажный жилой район (за крепостью).
Блокированные дома с пристроенными гаражами и отдельно стоящие дома в одном мини квартале. Жилье, гостиницы, хостел.
Общие приемы:
- Расположение зданий по диагональной сетке относительно береговой линии.
- Все дороги ведут к морю. Нет домов широтной ориентации, что бы не перегревались южные помещения.
- Применение местного натурального камня и сплошного остекления.
- Декоративные элементы, создающие "рисунок" (тень) или цветные световые блики не только на фасаде, но и на земле.
- Дифференцированная этажность с постепенным понижением: в кварталах в сторону акватории, в целом по территории, в восточном направлении (к мысу).
- Квартал приморских культур торгово-гостиничный комплекс с проживанием хозяев. Состоит из как бы старых кварталов различных приморских культур (Каспия).
В поперечных улицах - зимние сады с растительностью соответствующего региона. Рядом, на побережье мыса, как продолжение, расположены несколько вилл с озелененными кровлями, на фоне возвышающегося склона они кажутся естественным рельефом (это не земляная архитектура, т.к. район высоко сейсмичен).
- Бизнес кварталы различной специфики
- Инженерно-технические и административно-хозяйственные кварталы
- Культурно-образовательный квартал
- Спортивный квартал.
- Транспортно-пересадочные узлы на проспекте Нобеля, места смены транспорта - пересадка на экотранспорт (электомобили), движущийся по магистральным направлениям данной части побережья, места гостевых автостоянок городских автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Внутри районов нет открытых общих автостоянок (только для машин экстренного вызова), поэтому чужому "автомобилю негде будет встать. "Свои" авто стоят в своих гаражах.
В ТПУ расположены - крупные торговые площадки. Один из ТПУ - торгово-садоводческий центр, обслуживающий парки.
Торговля и сервисное обслуживание:
- Каждый район имеет свои общественные, расположенные главным образом на своей границе.
- Каждый крупный (по антропогенной нагрузке) объект имеет свою точку общественного питания.
- Автономные крупные ресторанные комплексы расположены у побережья и банкетный залы на проспекте Нобеля.
- Сетевые кафе в ТПУ.
- В квартале приморских культур многочисленные этнокафе, включая, плавучие на старой барже.
- Зоны барбекю в квартале Гобустан" и в Урбан-парке.
Транспортное обслуживание:
- Пассажирский экотранспорт по эстакде.
- Автомобильный транспорт внутри районов.
- Локомотивный, на участке рельсовой ветки (реконструкция существующей)
- Водные виды транспорта в акватории.
- Индивидуальный экотранспорт по всей территории.
- Экотранспорт по эстакаде, общественный и индивидуальный.
Туристические маршруты:
- Внутриакваториальные, к островам.
- Международные.
- По историческим местам.
- По природным заповедникам.
Магистрали пассажирского движения (только для экотранспорта) расположены на эстакаде.
Это самое крупное сооружение побережья, делящее территорию на кварталы.
Эстакада проходит линейно, вдоль береговой линии и синусоидально расчерчивает территорию на кварталы.
Из-за перепадов рельефа эстакада имеет различную преподнятость над уровнем земли. В зависимости от высоты и места под эстакадой размещаются (точечно) административно-бытовые объекты, инж-техн. службы, малые объекты торговли и сервиса, кафе и проч. Эстакада на 2 участках заходит в акваторию, обслуживая островной пляжный городок и тематический подводный парк (дайвинг-центр). Для городского транспорта въезд запрещен или ограничен, а экотранспорт движется не только по побережью, имеются маршруты от станций метро и экскурсионные туры по программе натурно-виртуального туризма. Экотранспорт - одна из достопримечательностей территории. На эстакаде движется пассажирский транспорт. Пешеходы идут под эстакадой. Стандартный режим использования. Исключение составляют городские праздники в акватории, когда эстакада приобретает функцию зрительской трибуны и наполняется народом.
Объекты торговли, сервиса и инженерно-технические объекты располагаются на первых этажах зданий примыкающих к эстакаде. Входы в жилую зону дома с второго уровня.
Перспектива развития:
Прибрежная зона Баку, должна стать уникальным (или первым) объектом международного натурно-виртуального туризма.