06.10.2018

Нельзя к таким вопросам подходить с наскока – дизайнерскими решениями!

Второй день проведения VIII международного архитектурного фестиваля «Эко-Берег» оказался целиком посвящен проведению научной конференции по проблемам реновации прибрежных территорий Волги. Как пояснил глава союза московских архитекторов Николай Шумаков, научные конференции в рамках фестиваля проводятся с 2010 года, с самого начала его зарождения.

«Это прекрасный повод собраться и обменяться теми научными и практическими знаниями, которые напомнят и архитекторам принимающей стороны, и архитекторам близлежащих регионов о той самой области, на которую направлен фестиваль, — это архитектура и вода, это прибрежные территории. Те самые замечательные, удивительные территории, которые, к сожалению, слишком часто, особенно в России, не ценятся и используются в основном как хозяйственные, транспортные и промышленные», — посетовал он.

Чем Казань отличается от других городов? Таким вопросом озадачил публику советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Николай Васильев. В зале повисла тишина. Васильев, выдержав паузу, констатировал: город находится на низком берегу, на берегу крупнейшего в мире Куйбышевского водохранилища — с дамбами, с инженерным хозяйством, а значит, требует в первую очередь решения инфраструктурных задач. 

«Когда вы идете на пляж, у вас главная проблема — как туда попасть и что там делать. Поэтому для Казани самое главное — это транспорт. Вдоль исторически сложившейся полосы железной дороги нужно прокладывать магистраль, которая была запроектирована еще полвека назад, даже больше. Без этого Казань не выживет», — сказал советник министра в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Решение транспортной задачи, по его словам, позволит развивать перекинутые через защитную дамбу функции, которые действительно привлекут на эту территорию людей. Сейчас же дефицит пляжных и рекреационных зон в Казани колоссален: мы потеряли их в результате затопления.

Неказанец, незнакомый с местными особенностями, не понимает, что исторический центр находится ниже уровня Куйбышевского водохранилища, отметил Васильев.

«Чтобы огранить эту территорию, есть не только дамба, но и насыпь. Параллельно ей идет сложное инженерно-техническое сооружение — с дренажем, с прочими коммуникациями. Там же канализация и энергетика. И всю эту полосу надо выносить комплексно — серьезным дорогостоящим проектом», — подытожил советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ.

И вот тут, похоже, слабый момент любой концепции. Решить инженерные задачи в ближайшие годы нереально! Но к проблеме надо привлекать внимание, и в этом, по его мнению, состоит польза конкурсов вроде «Эко-Берега». Если не поднимать проблему сегодня, то завтра на эти территории придут собственники, инвесторы. И «хирургия», которая все равно неминуема (а иначе будет стагнировать город), станет очень дорогой.

«НЕКОТОРЫЕ ПРОЕКТЫ ВООБЩЕ УБИРАЮТ ЧАСТЬ КИРОВСКОЙ ДАМБЫ — НЕМЫСЛИМО!»

Комментируя выполненные проектантами работы, Васильев отметил, что техзадание включало всю сложность исходных данных. Всего на выставке в «Смене» представлено 45 работ из 7 стран мира. Помимо России, это Австралия, Англия, Китай, Сербия, Италия и Испания. Более 20 заявок было подано из Казани. Очень много заявок поступило из Москвы, а также Санкт-Петербурга, Астрахани, Самары, Краснодара, Уфы и других городов. Территория проектирования, напомним, протянулась от речного порта вдоль железнодорожных путей, включая зону полуострова Локомотив, в сторону Адмиралтейской слободы. Но, увы, исходные данные конкурсанты осмыслили слабовато.

«Кто — в погоне за эффектной подачей, кто — за отдельными объектами, но сумму сложностей не осмыслили, — заметил Васильев. — Некоторые проекты, которые я посмотрел, совершенно спокойно убирают часть Кировской дамбы! Недопустимо, немыслимо... Кто-то игнорирует экологию. Но если вы намываете берег, значит, вы должны защитить эту намытую территорию такой же дамбой», — объяснил советник министра.

Что мы имеем в итоге? Казань просто не готова к активному освоению волжской набережной. Нельзя к таким вопросам подходить с наскока — дизайнерскими решениями. Конкурсные работы как раз демонстрируют тот вопрос, который сегодня назрел, — простые решения на берегах Куйбышевского водохранилища невозможны! Хотя отдельные элементы, предложенные конкурсантами, конечно, можно взять за основу. К слову, заслушав выступление Васильева, эксперты заметили, что если бы доклад советника министра прозвучал до конкурса, то эффективность «Эко-Берега» была бы гораздо выше. Как говорится, а где вы были?

Об инженерных проблемах волжской набережной говорил и первый замглавы ГАУ «Институт генплана Москвы» Олег Григорьев. Он, напомним, выходец из Казани, так что хорошо знаком с территорией. Григорьев обратил внимание на недостаточность водоотводящей системы поверхностного стока. Существующие водостоки полностью заилены, а очистных сооружений в городе не хватает.

«Вот эти красные звездочки по всему периметру набережных — это точки сброса неочищенной ливневой канализации», — пояснил он, демонстрируя схематичную карту. И Григорьев тоже поддержал Васильева. Точно так же, как нельзя ставить телегу впереди лошади, недопустимо сначала сажать березки, «втыкать» скамеечки, мостить брусчаткой и ставить дизайнерские фонарики, а потом из-под всего этого выкорчевывать древнюю канализацию. «Если мы посмотрим на те объекты очистки, которые необходимо размещать на прибрежной территории, то увидим, что часть из них невозможно реализовать, потому что вот здесь сделано замечательное благоустройство Кремлевской набережной, здесь сделано что-то еще», — показал он. Объем сточных вод, который выливают в существующие в Казани водоемы, Григорьев назвал одной из главных экологических проблем города. Он отметил, что ей почему-то не уделяют должного внимания.

ПОДРАЖАНИЕ КАБАНУ И ЭХО МОСКОВСКОГО «ЗАРЯДЬЯ»

Но, пожалуй, хватит критики — перейдем к самим проектам. Техзадание требовало подумать о создании набережной с историческим центром города, учесть ограничение по зонам охраны Кремля, положения, уже заложенные в новом генеральном плане, в том числе дорожно-транспортную инфраструктуру. А генплан, напомним, предусматривает строительство нового мостового перехода — дублера Кировской дамбы. Этот мост проектировщикам видится как раз со стороны Куйбышевского водохранилища, то есть вдоль береговой линии Волги. Его появление необходимо до 2025 года. Хотя, видимо, это все-таки из разряда несбыточной мечты: стоимость реконструкции, к примеру, Ленинской дамбы — 3,3 млрд рублей. Кроме того, генплан предполагает повышение связности и организацию пеших коммуникаций всех городских набережных: Казанки, Волги, Нижнего Кабана.

Некоторые конкурсанты все-таки подумали и об инженерной части своих концепций.

Представленные проекты оказались не подписаны, поэтому определить авторство оказалось невозможно, однако в двух работах с легкостью угадывалась рука «парковых фей» из команды помощника президента РТ Наталии Фишман. Некоторые МАФы и решения оказались похожи на уже реализованные в Казани и Нижнекамске. В описании одного такого проекта разработчики указали, что до образования Куйбышевского водохранилища Волга находилась на некотором расстоянии от Казанского кремля — реку и город разделяли пойменные луга, поэтому они предложили реализовать проект «Казань. Волга / Природная ткань». Он включает создание нескольких природных зон на территории набережной: зона луга, зона болот, зона хвойного леса, зона лиственного леса, зона скал и крытый парк с искусственным прудом. Эта же команда проработала и транспортный вопрос, предложив запустить автобусный маршрут через часть набережной, уходящий на Тази Гиззата.

Некоторые проектанты коснулись экологии. Так, одна из команд предложила внедрить систему очистки воды посредством создания дополнительного течения и винтовых установок с элементами фильтрации. Другие разработчики, помимо мероприятий по очистке сточных вод, благоприятным решением назвали формирование дна — с целью увеличения скорости воды, а также устройство дополнительных протоков в полуострове Локомотив и теле Кировской дамбы...

Вопрос связности территории участники тоже решали по-разному. Кто-то предложил организовать связь прибрежной зоны с центром города за счет 7 мостов, которые проходят над железнодорожными путями. Вдоль всей набережной конкурсанты сформировали променад — от здания речпорта до храма-памятника Спаса Нерукотворного и далее в жилые районы. Новый маршрут предложили соединить с уже благоустроенной Кремлевской набережной. А ключевым элементом, связующим Волгу и Казанку, посоветовали сделать досугово-рекреационный центр круглой формы — он же должен выполнять роль моста над железнодорожными путями.

Многие участники хорошо продумали «досуговую» часть задания. Одни спроектировали прогулочно-видовые галереи и террасы (в том числе расположенные на воде), выставочные пространства, рестораны и кафе, художественные галереи. Другие разработали проект «Парящие сады», который, по признанию осматривавших выставку посетителей, казался уж очень похож на парк «Зарядье» — тот самый, что обошелся Москве почти что в бюджет Казани.
Работа конкурсного жюри, в состав которого вошли главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева и мэр Казани Ильсур Метшин, завершилась еще вчера

«ЧТОБЫ ТЕРРИТОРИЯ НЕ ПРОСТО БЫЛА БЛАГОУСТРОЕНА, А ЕЩЕ И ЖИЛА: КРУГЛОГОДИЧНО, ПРАКТИЧЕСКИ КРУГЛОСУТОЧНО»

Работа конкурсного жюри, в состав которого вошли главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева и мэр города Ильсур Метшин, завершилась еще вчера. Победители уже известны, а их имена официально объявят сегодня в торжественной обстановке в КРК «Пирамида», а потом раздадут премии. 

«Там у нас и разные места есть, и дипломы еще. Мы не одну и не две, а целый ряд работ отметили», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» замминистра строительства РТ Владимир Кудряшов — один из членов жюри и организаторов конкурса.

«Уровень работ достаточно разный. Здесь есть в том числе и студенческие работы — они, конечно, отличаются. Есть более теоретические, есть более прикладные. Хотя некоторые проекты, которые мы в первую очередь отметили, достаточно сильно проработаны и заслуживают внимания. И я верю, что они в принципе могут уже браться за основу для конкретного проекта», — добавил замминистра. По его словам, одним из условий для конкурсантов была проработка экономической модели. «Здесь на площадках это не представлено, но жюри это отмечало по тому признаку, возможен ли сюда заход какой-то коммерческой функции, чтобы данная территория не просто была благоустроена, а еще и постоянно жила: круглогодично, практически круглосуточно».

По словам Кудряшова, одной из задач, которые стояли перед разработчиками, была возможность поэтапного освоения тех проектных решений, которые ими предлагались. «Понятно, что территория достаточно большая: протяженность  береговой линии, которая охвачена проектом, — почти 3 километра. Ну и очень много функций, активностей, насыщения этой территории. Все сразу выполнить, наверное, будет невозможно, поэтому поэтапно, наверное, также будем двигаться», — рассказал замминистра строительства РТ.

По его словам, у города действительно есть желание реализовать первую очередь к 2020 году, «поскольку есть хорошее и знаковое событие — столетие ТАССР».

Впрочем, когда начнется осуществление задуманного, никто сказать не может: все это еще не проекты, а концепции. Но победителей казанского «Эко-Берега», конечно, пригласят к дальнейшей работе.